Москва, Гоголевский бульвар д. 29
8 (495) 788-86-16

Елизавета Бём

30.08.2012
Елизавета Бём

Имя Елизаветы Меркурьевны Бём - ученицы И.Н. Крамского, одной из первых в России женщин, профессионально занимавшихся искусством, тесно связано с историей становления художественной открытки в нашей стране в начале XX века. По рисункам Бём было выпущено более 300 открытых писем. Также широкую известность приобрели её работы в области книжной графики и, особенно, силуэты. Популярностью у современников пользовались акварели Бём, а по её эскизам создавались веера для Великих княгинь. Талант Елизаветы Меркурьевны был действительно многогранен и не удивительно, что он нашёл своё яркое воплощение и в художественном стекле, пожалуй, единственным представителем «русского стиля» в котором являлась Е.М. Бём.  

Елизавета Меркурьевна Бём
Елизавета Меркурьевна Бём

Работая над натурными зарисовками в селе Дятьково, директором стекольного производства в котором служил родной брат Бём А.М. Эндауров, Елизавета Меркурьевна имела возможность познакомиться с изделиями знаменитого завода Мальцовых и серьёзно увлеклась художественным стеклом. Первые предметы, изготовленные по её эскизам, появились в конце 1880-х - начале 1890-х гг., а с 1893 г. работы Бём, созданные преимущественно способом выдувания в форму и свободного гутного формования, расписанные люстром и эмалями, демонстрировались на выставках, в том числе и международных в Чикаго (1893 г.), Париже (1900 г.), в Мюнхене (1902 г.), Милане (1906 г.). Произведения Бём неизменно оказывались в числе экспонатов, отмеченных медалями, в том числе и золотыми в Чикаго и Милане. Хрустальная посуда, выполненная по моделям Елизаветы Меркурьевны, привлекла особое внимание посетителей и на выставке в Императорской академии художеств в Санкт-Петербурге.  

По мнению специалистов, Е.М. Бём, первоначально переосмысливая применительно к новому для себя материалу формы, характерные для изделий из дерева и металла, в дальнейшем смогла найти оригинальные решения формообразования, присущие только стеклу. Художница принимала активное личное участие в производстве изделий на всех стадиях, не ограничиваясь только росписью, а стараясь постичь все тонкости технологии производства стеклянной посуды.  Именно поэтому работы Бём неизменно отличает высокий уровень художественного исполнения и неповторимый авторский почерк. Исследователи считают, что творчество Елизавтеы Меркурьевны на Дятьковском заводе стало примером профессионального переосмысления национальных традиций в стеклоделии и одним из первых  экспериментов в области работы художника на стекольном производстве.

Необходимо отметить, что опыт обращения Елизаветы Меркурьевны к стеклу был уникален для своего времени, а произведения, выполненные по её эскизам, носили единичный характер, что, безусловно, делает их украшением любой музейной и частной коллекции. Целый ряд изделий из стекла было изготовлено художницей по заказу членов императорской семьи. Сегодня работы Е.М. Бём хранятся в собраниях Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Петергоф», Исторического музея, Всероссийского музея декоративно-прикладного и народного искусства.

Представленные на аукционе №3 «Русское и западноевропейское искусство, предметы коллекционирования» чаша-братина и ковш «Во здравие», «Чару пить здраву быть», автором эскизов форм и росписи которых является Е.М. Бём, относятся к одним из ранних работ художницы, исполненным на Дятьковском заводе в 1880-е гг. по образцам древнерусской пиршественной металлической и деревянной утвари.  Ковш и братина изготовлены из прозрачного светло-голубого и глушенного молочного стекла методом дублирования. Оба предмета украшены росписью непрозрачной черной, пурпурной и сливочного цвета эмалью, с включением золота. На тулове изображены клейма с фантастическими животными львами и грифонами - образами, которые являются характерными для древнерусских и византийских орнаментов. Близко традициям средневекового, в частности древнерусского, искусства и многоярусное построение композиции.

 Аналогичные предметы входили в состав экспозиции произведений Е.М. Бём на выставке в Чикаго в 1893 г., на которой художница была удостоена медали «за прекрасную общую композицию,... высокую художественность,... возрождение древнего византийского и национального стиля». Идентичный комплект из братины, черпака и стопок хранится в собрании Петергофа.

X