Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16
Гарднер Попов
Завод Гарднера в селе Вербилки Дмитровского уезда Московской губернии был крупнейшим частным фарфоровым производством в дореволюционной России. Основанный в 1760-е гг. завод уже в начальный период своего существования освоил выпуск фарфоровых статуэток, используя в качестве образцов преимущественно западноевропейские оригиналы. Однако в конце XVIII века появляются и первые самобытные композиции с изображением типов жителей Российской Империи.
Расцвета производство фарфоровой пластики достигает на заводе Гарденра в первой трети XIX века. В этот период создаются великолепные скульптуры с бытовыми сюжетами, в том числе и легендарная серия, выполненная по гравюрам популярного в своё время издания «Волшебный фонарь», включавшая запечатлённые в фарфоре образы обывателей столичного города. Не менее интересны и композиции, появившиеся в середине - второй половине XIX века, прежде всего типы русских крестьян и серия «Народы России».
Отличительными чертами фарфоровой пластики завода Гарднера всегда оставались высочайшее качество и выдающееся художественное исполнение. Во все времена это делало гарднеровские статуэтки не только образцами для изделий остальных российских заводов, но и любимым многими объектом коллекционирования. Крупнейшим собранием скульптурных композиций завода (более 500 фигур) обладал в начале XX века промышленник, коллекционер и популяризатор русского фарфора Алексей Викулович Морозов. Необходимо также отметить, что фарфоровая пластика, как и другая продукция завода Гарденера, имеет более чем двухвековую историю аукционных продаж. В открытой в конце 1780-х гг. в Москве собственной лавке предприятия для привлечения интереса публики регулярно проводились аукционы.
На аукционе №3 «Русское и западноевропейское искусство, предметы коллекционирования» представлена прекрасная подборка фарфоровой пластики Гарднера, отражающая основные мотивы скульптурных композиций завода середины - второй половины XIX века.
Это и излюбленная на производстве Гарднера итальянская тема («Итальянец, исполняющий серенаду», «Итальянский рыбак и итальянка»), ...
...и популярные «офицерские» сюжеты («Военный с орденским знаком в петлице»).
Фигурки «Мужик с котомкой, отдыхающий на пеньке» и «Мужик с краюхой хлеба» являются характерными образцами высоко ценимых коллекционерами воспроизведений русских типов.
К скульптуре «Пляшущий крестьянин» в полной мере можно отнести слова известного историка искусства и коллекционера И.И. Лазаревского о том, что наиболее красивыми и удивительно ритмичными из всей пластики частных фарфоровых заводов России представляются фигуры танцующих простолюдинов, которые могли быть созданы только мастерами с большими художественными задатками.
Одним из наиболее интересных и оригинальных произведений завода Гарднера 1890-х гг. можно считать скульптурную композицию с карандашницей «Цыгане».
Значительное место занимала фарфоровая пластика и в продукции другого частного производства, располагавшегося в Дмитровском уезде - заводе Попова в селе Горбуново, изделия которого в 1830 - 1850-е гг. не уступали лучшим образцам фарфоровой скульптуры вербилковских мастеров. Более того, по мнению И.И. Лазаревкого, в середине XIX века завод Попова был «самым значительным и самым интересным изо всех русских фарфоровых заводов».
Среди разнообразных сюжетов пластики завода Попова присутствовали изображения литературных героев, уличных торговцев, мифологические композиции, многочисленные повторения моделей ведущих западноевропейских и российских фарфоровых производств XVIII - XIX веков. И.И. Лазаревский отмечал, что мастерам этого завода были присущи «чувство художественности, понимание красоты форм, линий, чувство ритма, умение придать статуэтке правдивое, жизненное положение». Особенно очевидно все эти качества проявились в оригинальной серии фигур типов русских крестьян, которые высоко ценились коллекционерами уже в конце XIX - начале XX века. Крупнейшими частными собраниями поповских фигурок в то время обладали А.В. Морозов (более 350 фигур), И.Ф. Мануйлов, А.А. Коровин. Неизменной популярностью пользовалась фарфоровая пластика завода Попова и на аукционах вековой давности - цены на отдельные образцы доходили до 50 - 60 рублей, что, для сравнения, в 2 - 3 раза превышало среднемесячное жалование рабочих и мелких служащих.
Выставленной на предстоящий аукцион скульптуре «Мальчик, пьющий из кувшина» присущи все достоинства, характерные для фарфоровой пластики завода Попова периода его расцвета - ювелирная тонкость отделки, изысканность тонов, профессионально выстроенная композиция. Произведения такого уровня достаточно редки на современном антикварном рынке и представляют безусловный коллекционный интерес.
Фото «Турок с трубкой»
Парные флаконы «Турок с трубкой и турчанка в национальных костюмах» представляют собой один из ярчайших образцов воплощения популярной в русском фарфоре с 1770-х гг. и всегда актуальной, в связи с частыми конфликтами с Османской империей, темы. Данные фигуры - во многом уникальные шедевры фарфоровой пластики завода Попова, являются предметами высокого музейного уровня.