Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16
Яйца ИФЗ
Яйцо является неизменным атрибутом празднования Пасхи, традиционным и желанным подарком в День Светлого Христова Воскресения. В России уже XVII веке кроме натуральных раскрашенных птичьих яиц принято было дарить искусственные, изготовленные преимущественно из дерева. С развитием технологии для производства пасхальных яиц применялись всё новые материалы: стекло, камень, драгоценные металлы, а с конца 1740-х гг. - фарфор. Технологию создания фарфоровых яиц освоил в 1749 г. на организованной им незадолго до этого в Санкт-Петербурге Порцелиновой мануфактуре (позже - Императорский фарфоровый завод) Дмитрий Иванович Виноградов.
Яйца работы мастеров Императорского фарфорового завода поставлялись ко двору и использовались представителями царской семьи для раздачи во время пасхальных торжеств. Количество изготовленных для этих нужд яиц постоянно увеличивалось и к началу XX века достигало уже нескольких тысяч штук в год, в то время как в конце XVIII - начале XIX века ежегодно выпускалось не более 200 - 250 яиц. Однако основная масса производимых фарфоровых яиц, особенно в период правления последних представителей династии Романовых, приходилось на относительно недорогие экземпляры с орнаментальным и цветочным декором, в то время как яйца, оформленные миниатюрной сюжетной росписью, всегда оставались единичными, во многом уникальными произведениями. Стоимость каждого подобного яйца могла доходить до 20 - 25 рублей в конце XVIII века и до 75 рублей, а на лучшие образцы - до 150 - 200 рублей, в годы царствования Николая II. Для сравнения, занимавшие самое высокое положение в уездной чиновной лестнице городничие и судьи получали в начале XIX века жалование в 25 рублей в месяц, а в 1910-е гг. на оклад в 200 рублей мог рассчитывать офицер в чине подполковника.
Источником сюжетов для художников-миниатюристов Императорского фарфорового завода часто служили шедевры русской религиозной живописи и работы известных западноевропейских мастеров. Перенесение сложных изображений на сферическую поверхность фарфорового яйца требовала от художника высочайшего уровня квалификации, являясь весьма трудоёмким процессом.
Пасхальные яйца Императорского фарфорового завода занимают достойное место в собрании Эрмитажа, Русского музея, Исторического музея, частных коллекциях в России и за рубежом. Неизменно высоким остаётся спрос на них и на антикварном рынке.
Представленные на аукционе пасхальные яйца можно с полной уверенностью отнести к лучшим произведениям мастеров Императорского фарфорового завода середины XIX века. В их росписи принимали участие наиболее известные художники предприятия того времени, такие как Василий Корнилов, Василий Мидин, Семён Голов.
Автором росписи яйца «Святой Архангел Гавриил», воспроизводящей икону, созданную В.Л. Боровиковским для Царских врат Казанского собора в Санкт-Петербурге, по мнению экспертов, может являться Василий Николаевич Корнилов - один из лучших учеников французского художника В. Босэ, исторический живописец, расцвет творчества которого на Императорском фарфоровом заводе пришёлся на время правления Александра II.
Изображение картины из собрания Эрмитажа на фарфоровом яйце «Святое семейство» выполнено, предположительно, Семёном Головым. Происходив из мастеровых детей, Семён Афанасьевич Голов закончил заводскую гимназию. Был одним из двух учеников приглашённого на Императорский фарфоровый завод из Парижа художника А.А. Адама и, по общему признанию специалистов, в своём творчестве превзошёл французского мэтра. В 1814 г. Голов был определён на завод живописцем, а уже в 1819 г. стал мастером живописи.
Также коллекции Эрмитажа принадлежит и полотно Гвидо Рении, используемое в качестве образца миниатюристом при создании росписи яйца «Святой Иосиф». Расшифровать инициалы художника-керамиста («В.В.») не представляется возможным. Но при этом экспертами отмечено высокое качество живописи, с максимальной точностью повторяющей первоисточник, что может свидетельствовать о том, что автор входил в число ведущих художников Императорского фарфорового завода.
Одна из мозаик Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге послужила образцом для росписи яйца «Святой Евангелист Лука», созданной, вероятно, Василием Мидиным - одним из лучших художников-«фигуристов» Императорского фарфорового завода. Василий Николаевич Мидин происходил из мастеровых детей. Поступил учеником в заводскую школу в 1845 г., учеником рисовального класса в 1847 г. В 1852 - 1857 гг. обучался в Академии художеств. В 1857 г. возвратился на завод живописцем, с 1859 г. став подмастерьем, с 1864 г. - мастером.
Значительную коллекционную ценность, безусловно, имеют и представленные на аукционе фарфоровые яйца, расписанные неизвестными мастерами. Несомненны художественные достоинства яйца с изображением Иисуса Христа и ангелов и яйца «Исаакиевский собор», способных стать настоящим украшением любого музейного и частного собрания.