Москва, 21 декабря в 14:00
В субботу 21 декабря состоится большой новогодний аукцион русского и западноевропейского искусства аукционного дома «Русская эмаль».
По-праздничному радует глаз богатый выбор работ в разделе живописи и графики XVII-начала XXI веков. Самое раннее живописное произведение, представленное на торгах, это «Пейзаж со сценой крещения Христа». Работа написана неизвестным представителем нидерландской школы круга художником Яна Сунса и станет прекрасным подарком на грядущий в январе праздник Крещения.
Для тех, кому не достались редкие офорты Джованни Баттисты Пиранези из альбома «Виды Рима», участвовавшие в предыдущих торгах, представляется последняя возможность купить произведения великого итальянца, поражающие своим масштабом, монументальностью композиционных решений и высочайшим мастерством гравера.
Среди ранних русских живописных работ выделяется копия с «Портрета Императрицы Екатерины II», созданного с натуры Виргилиусом Эриксеном, придворным портретистом, долгое время работавшим в России. Замечательный образец синтеза академической школы с московской школой живописи – яркий, радостный, наполненный воздухом и глубиной пейзаж «Вид на Казань» Петра Степанова, выпускника Императорской академии художеств (ИАХ).
Академики ИАХ представлены на торгах сразу несколькими произведениями. Интересен сюжет картины «Крымский мотив. Девушка у источника» мастера батальной живописи Константина Филиппова. Большой живописный этюд «Лошадь» еще одного академика – Франца Рубо полон динамизма и любви к натуре. Любители русского пейзажа несомненно обратят внимание на «Сказочный лес» Семена Платонова и «В деревне» Александра Маковского.
Лицом декабрьских торгов можно назвать сразу несколько знаковых работ в русском стиле, изображающих деревенских детей. «Деревенская девочка» Николая Рачкова – редкий образец живописи музейного уровня. Особняком стоят две узнаваемые работы рубежа XIX-XX веков Федота Сычкова – «Крестьянская девочка в красном платке» и «Подруги».
Графика Серебряного века представлена ювелирной акварелью Николая Самокиша «Генерал, шеф 13-го гусарского Нарвского полка», воспроизведенной в открытке, и известным альбомом литографий Александра Бенуа «Версаль». Графическая работа Фернана Леже «Чтение (портрет Нади Леже)» интересна своей историей бытования. В 1967 году вдова художника подарила ее министру культуры СССР Екатерине Фурцевой, которая близко дружила с портретируемой.
Среди лучших образцов живописи середины-второй половины ХХ века – «Лунная ночь» ученика Константина Коровина Сергея Герасимова и редкая ранняя работа Ильи Глазунова «Плес. На площади у Троицкой церкви». Также участвует в аукционе и эталонная живописная работа зрелого Глазунова «Новгород». Большое полотно работавшего в Загорске (ныне Сергиев Посад) Николая Куца изображает вид на Троице-Сергиеву лавру зимой. Из поздней советской живописи интересны монументальная картина «О земле» Владимира Таутиева и «Первый день без войны» Виктора Дмитриевского – участников Студии военных художников имени М.Б. Грекова.
Для любителей графики несомненную ценность представляет литографированный прижизненный портрет Фернана Леже работы Герты Неменовой. Также стоит обратить внимание на редкий рисунок художника моды Вячеслава Зайцева к спектаклю «Лоренцаччо». По традиции сразу несколько топ-лотов связаны с Золотым веком советской мультипликации. Это эскизы Светозара Русакова к олимпийской серии «Ну, погоди!» и Фаза движения из мультфильма «Тайна третьей планеты».
В разделе произведений декоративно-прикладного искусства особый интерес представляют стринги икон и серебра, в которых участвуют работы выдающихся русских мастеров серебряного дела. Поражает красотой и тонкостью работы серебряный сканный оклад иконы «Богоматерь Смоленская» ювелирной мастерской Якова Мишукова. Исполнение оклада ориентировано на образцы древнерусского серебряного искусства. Продолжением традиционного русского стиля стала икона «Спас Нерукотворный» фирмы Поставщика Высочайшего Двора Игнатия Сазикова.
Продолжая тему шедевров серебряного дела, стоит отметить редкий, коллекционный графин Поставщика Высочайшего двора И. Хлебникова с изображением маскаронов и танцующей дамы. Сложная и высокохудожественная техника работы по серебру выделяет его из ряда других предметов. Также особого внимания заслуживает высокий графин в стиле русского модерна с изображением русского витязя «На заставе богатырской» производства 15 Артели.
Говоря о работах Ивана Хлебникова и обращении к старинным образцам русского серебряного дела, несомненно, стоит выделить братину с чеканным травным орнаментом. Особую историческую ценность ей придает тот факт, что она была подарена основателю Бутырского завода Густаву Листу от мастеровых и учеников в честь его 70-летнего юбилея.
Коллекционным и каталожным предметом раздела серебра является сухарница с рельефным изображением полевых цветов фирмы Болин, выполненная в мастерской Марии Линке.
Из интересных предметов с эмалевым декором стоит выделить кошелек с выемчатой и расписной эмалью «Зимняя тройка» мастерской Павла Овчинникова. Живопись на миниатюре всегда ценится коллекционерами.
По традиции подлинные жемчужины нашего ежемесячного аукциона сосредоточены в разделе керамики. Стринг фарфоровых изделий завода братьев Корниловых прежде всего интересен рядом произведений в русском стиле. По традиции мы обращаемся к работам Николая Каразина и Ивана Гальнбека. Одной из таких стала супница с изображением сцен из крестьянской жизни.
Бесспорной жемчужиной является тарелка с изображением мальчика в боярской одежде по эскизу Елизаветы Бем. Этот рисунок входил в серию, которая она выполнила в честь Всероссийской выставки в Нижнем Новгороде 1896 года. Считается, что «Бемовская серия» одна из самых редких среди предметов фирмы Корниловых.
Традиционно большого внимания заслуживают предметы по эскизам И.А. Гальнбека и, конечно, же И.Я. Билибина.
реди них хочется отметить ковшик-ладью с изображением двуглавого орла и воспроизведением иллюстраций к изданию «Русские народные сказки», и особенно тарелку с воспроизведением иллюстрации к сказке «Марья Моревна». Редкой и коллекционной ее делает оригинальная техника исполнения рисунка и изображение подснежников по борту.
Из произведений Императорского фарфорового завода, бесспорно, выделяется большая лепная ваза-корзинка с изображением цветов и фруктов времени Николая I.
Стиль модерн представлен высокой вазой с изображением острова Валаама, выполненной в 1914 году. Живописная подглазурная роспись с множеством полупрозрачных, технологически сложных, синих и розовых оттенков ставит этот предмет в ряд коллекционных образцов.
Продолжая тему русского модерна в стекле, стоит отметить две вазы Императорского стеклянного завода, времени Николая II. На одной выполнен виртуозный резной геометрический орнамент, на второй выгравированы цветущие ветви клематиса.
Редкими каталожными, коллекционными предметами стали бокалы-флейты из «Собственного» сервиза императора Николая I. Всего будут представлены шесть бокалов.
Более подробно с коллекцией предстоящих торгов Вы сможете ознакомиться на предаукционной выставке, которая будет проходить с 17 по 21 декабря.
Мы будем рады видеть Вас среди участников аукциона, который состоится в субботу, 21 декабря 2024 года, в 14:00 в зале аукционного дома «Русская эмаль» по адресу: г. Москва, Гоголевский бульвар, д. 29.
Все вопросы относительно предстоящих торгов Вы можете задать нашим экспертам по телефону:
8 (495) 788-86-16
или электронной почте: [email protected]