Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16
- Главная
- > О компании
- > Статьи
- > Антикварное сереброАнтикварное серебро
Антикварное серебро
Серебряные изделия в России приобрели популярность после распространения православия, из этого благородного металла изготавливали предметы церковной утвари и оклады для икон. В допетровскую эпоху ювелиры использовали привозное серебро, поэтому изделия стоили дорого и приобрести их могли только состоятельные люди.
В настоящее время русское антикварное серебро, изготовленное до начала XVIII века – большая редкость, так как из-за дефицита металла изделия, которые больше не использовались, пускали на переплавку.
Русские мастера, работавшие с серебром, использовали византийские художественные традиции, а в качестве образцов мастера использовали изделия, доставленные из Константинополя. Однако ювелиры не создавали точные копии, а несколько видоизменяли изделия, благодаря чему русское серебро приобрело неповторимый национальный колорит.
Становление серебряного дела в XVIII веке
Стандартизация клеймления изделий из серебра была введена в 1700 году указом Петра I, было выпущено 4 серебряные пробы – 96, 90, 84 и 62 (последний вариант пробы утверждён позднее – через 11 лет после введения более высоких стандартов). С тех пор все мастерские начали ставить клеймо с указанием пробы на выпускаемые изделия.
Тогда же император активно приглашал в недавно основанную новую столицу мастеров из Европы, в том числе и ювелиров. Стали создаваться цеха по выпуску изделий из драгоценных металлов, во главе каждой мастерской стоял староста, имеющий особые полномочия.
Со временем мастерские разделились по профилям, появились специализированные цеха, работающие только с серебром, хотя оставались и универсальные компании, выпускавшие как серебряные, так и золотые изделия.
Позднее русские ювелиры создали единый цех, к концу XVIII века в него входило 44 мастера, каждый из которых имел личное клеймо для маркировки изделия.
Сначала использовались «именники» с инициалами мастера, но позднее для избежания путаницы стали использовать клейма с полным именем и фамилией. Клейма не регистрировались и к их изготовлению не было стандартных требований, поэтому маркировка изделий была разнообразной.
Появлению многочисленных ювелирных цехов способствовала разработка собственных серебряных месторождений. Уже в 1704 году в городе Нерчинск Иркутской губернии начал работать завод, выплавляющий серебро и свинец. Открытие месторождений на Алтае и в Цилемских рудниках (на территории современной республики Коми) окончательно решило вопрос с дефицитом серебряной руды.
Интересно, что до 1782 года любой желающий мог заняться поисками месторождений и выплавкой драгметаллов, что способствовало развитию горно-добывающей промышленности и снабжению сырьем российских ювелирных цехов. Из серебра изготавливали дамские аксессуары, предметы сервировки, подсвечники и прочие предметы обихода.
XIX век – время расцвета русского серебра
В девятнадцатом веке искусство российских мастеров продолжает совершенствоваться, достигая невероятных высот. Помимо традиционных техник, стали использовать механические способы обработки. Открылись мануфактуры, массово выпускающие серебряные изделия, что привело к снижению их стоимости.
Из серебра выпускались разнообразные изделия – столовая посуда, люстры, канделябры, дамские аксессуары и многое другое. В XIX веке в России работали несколько ювелирных фирм, изделия которых ценились во всем мире.
Антикварное русское серебро, выпущенное в первой половине столетия, выделяется изяществом и лаконичностью. Мастера используют контрасты фактур, комбинируя блестящие, тщательно отполированные детали с чеканным орнаментом, создают сложные узоры с тонкой детализацией элементов.
Международный успех имели серебряные изделия, представляющие скульптурные композиции, иллюстрирующие исторические события, бытовые сценки и пр. А также серебряные изделия в русском стиле – предметы, стилизованные под традиционную утварь, лапти, деревенские домики и пр.
Кроме того, при создании серебряных изделий широко использовалась техника работы с эмалями, в которой русские мастера достигли высокого уровня профессионализма. На фабрике по производству золотых и серебряных изделий Павла Овчинникова сумели возродить утраченную технику эмали по скани и витражное искусство.
Популярность приобретают столовые приборы из серебра Московской и Петербургской фабрики «Фаберже», выпускаемые там же предметы декора – набалдашники на трости, дверные звонки, шкатулки.
Послереволюционный закат
Февральская революция и дальнейшие события 1917 года привели к упадку экономики в стране. Многие состоятельные люди вынуждены были эмигрировать, а их коллекции ювелирных изделий были разграблены.
Часть русского серебра была продана за границу, часть – просто роздана людям, совершенно не понимающим ценности попавших к ним вещей, или даже отправлена на переплавку. В результате многие уникальные вещи были утрачены безвозвратно.
В настоящее время русское антикварное серебро высоко ценится на мировом рынке. Сохранившиеся изделия продаются на мировых аукционах по невероятно высоким ценам, однако антиквары и коллекционеры считают, что покупка таких уникальных вещей – это выгодное вложение денег, так как они со временем будут только дорожать.