8 (495) 788-86-16
Список аукционов
Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16

История Фаберже

Фамилию Фаберже наверняка слышали даже те, кто никогда не интересовался ювелирным искусством. Искусство Фаберже стало не просто ювелирным ремеслом, а настоящим культурным феноменом, отражающим блеск и великолепие последних десятилетий Российской империи.

Работы мастеров этого ювелирного дома хранятся в Эрмитаже, в запасниках английского королевского дома, а также в частных коллекциях по всему миру. При этом история фирмы Фаберже начиналась банально – с открытия маленького ювелирного магазина. Но обо всем по порядку.

Начало

Итак, история создания дома Фаберже началась с того, что шестнадцатилетний Густав Фаберже прибыл в Санкт-Петербург из своего родного города Пернов (современная Эстония) для обучения ювелирному делу.

Юноша прилежно учился и через 12 лет сумел открыть небольшой ювелирный магазин на улице Большая Морская. В тот же период он женился на дочери датского художника Шарлотте. В 1846 году у супругов родился сын, которого назвали Петер Карл, и именно ему суждено будет прославить свою фамилию.

Начальное образование мальчик получил в Санкт-Петербурге, а позднее, когда семья переехала в Дрезден, Петер-Карл поступил в городскую школу искусств и ремесел.

В 18 лет Петер Карл отправляется в большое образовательное турне по Европе, где продолжает учиться ювелирному делу у лучших европейских мастеров, а также получает образование в коммерческом колледже.

В возрасте 20 лет Карл возвращается в Санкт-Петербург, чтобы работать в компании отца. Параллельно он начинает заниматься составлением каталогов коллекций Эрмитажа и реставрацией шедевров из запасников музея. Это позволило ему не только отточить полученные навыки, но и изучить забытые техники, которые использовали мастера в прошлом столетии.

В 1882 году Петер Карл становится во главе компании, основанной его отцом.

История знаменитых пасхальных яиц

Весной 1885 года император Александр III, находившийся в Гатчинской резиденции, получил письмо от брата. В послании брат поделился восторгом по поводу увиденного им ювелирного пасхального яйца с сюрпризом работы компании Фаберже.

Стоимость украшения была эквивалентна примерно десятой части цены особняка в центральной части Санкт-Петербурга. Но, несмотря на высокую цену, состоятельные покупатели проявляли интерес к подобным предметам роскоши. Монарх распорядился приобрести этот шедевр в качестве пасхального подношения своей супруге Марии Федоровне.

Это событие положило начало многолетнему сотрудничеству: Фаберже получил статус официального поставщика императорского двора с правом размещения государственного герба на своих изделиях и магазинах.

Впоследствии создание пасхальных яиц-сюрпризов для царской семьи стало ежегодной традицией, которую после кончины отца продолжил Николай II, заказывая каждый год по два экземпляра – для жены и матери. Со временем конструкция яиц усложнялась, а с 1900 года в них стали встраивать механические элементы.

Первое императорское яйцо было создано выдающимся мастером Михаилом Перхиным, чье личное клеймо стояло рядом с маркой Фаберже. Его мастерская выполняла все царские заказы до самой смерти ювелира, после чего в 1903 году эстафету принял не менее талантливый Генрих Вигстрем.

За три десятилетия фирма Фаберже создала более 50 пасхальных яиц для императорской фамилии. Помимо этого, известно о тринадцати аналогичных изделиях, каждое из которых требовало нескольких месяцев работы.

Международное признание

Мировое признание бренд Фаберже обрел в 1900 году после успешного участия в Парижской международной выставке.

К 1917 году предприятие достигло пика своего развития: клиенты приезжали даже из-за океана, а штат сотрудников превышал полтысячи специалистов. К этому времени небольшой магазинчик, открытый отцом Карла, превратился в многоэтажный дворец, в котором состоятельные покупатели могли приобрести изысканные ювелирные вещицы.

Успех компании во многом определялся грамотно выбранным направлением деятельности. Под маркой Фаберже производились востребованные предметы повседневного обихода премиум-класса: фоторамки, аксессуары для зонтов, хронометры, различные канцелярские принадлежности и другие изысканные бытовые изделия.

Продукция мастерской отличалась узнаваемым стилем и служила индикатором престижа их обладателей. Примечательно, что ценность изделий определялась не количеством драгоценных камней или золота – некоторые предметы создавались даже из простой древесины. Главным достоинством продукции Фаберже было непревзойденное качество исполнения и утонченный дизайн каждого изделия.

Последние годы империи Фаберже

Первая мировая война нанесла серьезный удар по знаменитому ювелирному дому. В 1915-1916 годах военная мобилизация забрала значительную часть квалифицированных мастеров компании.

Производство в Москве переориентировалось на военные нужды – вместо драгоценных украшений стали выпускать боеприпасы. Логистические цепочки были нарушены, хотя императорский двор и состоятельные клиенты по-прежнему желали получать изысканные изделия.

После революционных событий предприятие еще некоторое время функционировало. Однако в 1918 году основатель компании, семидесятилетний Карл Фаберже, был вынужден покинуть Россию. Оставив свой дом на Большой Морской улице в Петрограде, он отправился в Швейцарию.

Разлука с сыновьями, любимым делом и родиной оказалась окончательной – в 1921 году мастер скончался в Лозанне, так и не осуществив мечту о возвращении.

Так закончилась история знаменитого ювелирного дома Фаберже, имевшая невероятный взлет и стремительное падение.

Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16

X