8 (495) 788-86-16
Список аукционов
Полная версия сайта Мобильная версия сайта

Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16

История императорского фарфорового завода

Создание русского фарфора (1744-1762)

В восемнадцатом веке фарфор называли порцелином, а еще – «белым золотом». Изделия из фарфора стоили баснословно дорого, так как их приходилось завозить из Европы и Китая, а перевозка столь хрупких вещей – задача непростая.

История создания Императорского фарфорового завода началась с того, что Елизавета Петровна, будучи императрицей, пожелала наладить производство порцелина непосредственно в Санкт-Петербурге. По поручению императрицы в Швеции нашли мастера по фамилии Гунгер, который обещал наладить производство. И вскоре был построен новый завод, который получил название «Невской порцелиновой мануфактуры».

Однако привезенный из Швеции мастер оказался неспособен наладить производства из местного сырья. Двухлетние попытки завершились провалом, к тому же Гунгер не сумел наладить нормальное общение с местными и был изгнан из России.

За дело взялся Дмитрий Виноградов, который два года был помощником Гунгера. Он начал пробовать работать с разными составами и технологиями. И ему удалось не только создать рецепт изготовления фарфоровой массы, но и разработать специальные краски, глазурь и позолоту. Также мастером Виноградовым были разработаны технологии формовки и горны для обжига.

Развитие производства при Екатерине II и Павле I (1762-1801 год)

Этот период развития можно назвать «золотым», поскольку в России удалось наладить выпуск фарфоровых изделий, не уступающих лучшим иностранным образцам. Для этого заводу пришлось пройти реорганизацию и присвоение нового названия, под которым он прославился – Императорский фарфоровый завод (ИФЗ).

В этот период заводу удалось значительно укрепить международную репутацию, поскольку его изделия получали призы на выставках и поставлялись в страны Европы. Кроме того, на ИФЗ изготавливали посуду, поставляемую к императорскому двору – знаменитые «екатерининские» сервизы. Также стали выпускать скульптуры, одна из самых известных серий – «Народы России».

При Павле I стали выпускать небольшие сервизы на одну или две персоны. Император занялся не только изменением ассортимента, но и улучшением условий труда рабочих.

Императорский фарфоровый завод при Александре I (1801-1825 год)

В первой четверти XIX века завод переживал период значительных перемен. Однако даже на фоне военных конфликтов и экономической нестабильности предприятие сумело не только сохранить производство, но и найти новые пути развития.

Этот период характеризуется усилением патриотических мотивов в оформлении изделий. Знаковым произведением стал «Гурьевский сервиз», воплотивший в фарфоре триумф русского народа.

Изделия завода, особенно вазы, являлись не только предметами роскоши, но и дипломатическими дарами, символизирующими могущество империи. Создание дизайна происходило при участии ведущих художников того времени, что придавало каждому изделию неповторимый характер и высокую художественную ценность.

Дальнейшее развитие в эпоху Николая I и Александра II

Главным достижением этого периода стало совершенство художественной росписи. Ведущим направлением производства являлось создание ваз, на которых воспроизводились шедевры великих живописцев времен итальянского Возрождения. Репродукции отличались исключительной детализацией и достоверностью.

Особым спросом пользовались вазы с иконописными сюжетами, портретами и миниатюрами, а также фарфоровые цветочные композиции, поражавшие натуралистичностью исполнения.

По указу Николая I учрежден Дворцовый фарфоровый музей. С 1875 года все заказы, поступающие из императорского дома, изготавливались в двух экземплярах, один из которых передавался в музейную коллекцию (традиция сохранялась и в советское время).

ИФЗ при Александре III и Николае II

Во второй половине девятнадцатого века завод достиг успехов в создании парадных сервизов. Среди известных работ этого времени выделяются "Рафаэлевский" и "Коронационный" сервизы, причем монарх принимал непосредственное участие в утверждении их дизайна.

Расцвет производства пришелся на время царствования Николая II (1894-1917). В этот период для императрицы Александры Федоровны изготавливаются два парадных сервиза – «Александринский» и «Царскосельский».

С началом Первой мировой производство было переориентировано на выпуск технической и химической фарфоровой продукции. Художественное направление было сокращено, в прежних объемах сохранился только выпуск пасхальных яиц для фронтовиков.

Заключение

Мы рассмотрели, как создавался и развивался императорский фарфоровый завод, кратко изложив его историю, но с выделением значимых событий. В советские годы предприятие продолжило работу под названием Государственный фарфоровый завод имени Ломоносова (ГФЗ).

Москва, Гоголевский бульвар д. 29
схема проезда
8 (495) 788-86-16

X